kovlam (kovlam) wrote,
kovlam
kovlam

кварелист Елена Базанова

А

Источник

235807

Известная петербургская художница Елена БАЗАНОВА родилась  в  городе  Сланцы  Ленинградской области, окончила  Среднюю  художественную  школу при Академии Художеств. Потом училась в мастерской  книжной  графики А.А. Пахомова в Академии  Художеств. В 1995 вступила в Союз  художников  России, в  1996 году начала иллюстрировать издания для детей.

Сейчас Елена – член Общества акварелистов Санкт-Петербурга, регулярно  участвующий  в  сезонных  выставках  Союза  художников, активно выставляющийся как в России, так и заграницей (в Великобритании, Германии, США, Ирландии). На ее счету семь персональных и участие в более чем пятидесяти коллективных выставках в России.



391923

Работы художницы находятся  в  галереях и частных коллекциях  России, Германии, США, Франции,  Англии, Швеции, Исландии, Финляндии, Нидерландов, Казахстана.

Она обладатель множества художественных  наград: Приза (Public-Prize) I Международном биеннале современной акварели (Германия), Гран-при им. академика Вениамина Худолея на  IV Международном биеннале графики в Санкт-Петербурге «БИН-2008″ и пр.

367952

Мы пообщались с этой, поражающей своим мастерством, художницей и попросили ее рассказать о любви к акварели, детской иллюстрации и секретах удивительного профессионализма.

7180

- Не могли бы Вы рассказать о работах и авторах, которые Вас вдохновляют? Художниках, которые Вам нравятся. Это было бы интересно нашим читателям.

В разное время и на различных этапах моего творческого пути самые разные авторы и произведения вдохновляли меня: китайская и японская живопись, художники Возрождения (Дюрер, Боттичелли), голландская живопись XVII века, русские художники XIX века (К. Брюллов, И. Шишкин, Ф. Толстой) и начала XX века (Ю. Анненков, П. Филонов), американский художник Э. Уайет и другие.

237969

360210

- Что было толчком для занятий живописью? Может быть, какое-нибудь яркое (художественное или нет) впечатление из детства?

Как такового толчка, о котором Вы спрашиваете, не было. Акварелью я писала с детства, начиная с шестилетнего возраста, когда я начала ходить в изостудию. Писать акварелью не было для меня чем-то особенным, потому что делала это всегда. Поэтому можно говорить скорее о неких толчках в развитии техники, новых этапах постижения мастерства. Увиденный где-то неожиданный живописный прием, подсмотренный у старшеклассника способ подготовить бумагу к живописи, и непосредственно контакт с преподавателем. Наверно, можно сказать, что более осознанное владение материалом началось у меня в Средней художественной школе, когда живопись вел Игорь Глазов. Именно тогда я окончательно избавилась от страха перед материалом.

37059-09c81-25206850-m750x740

- Почему выбрали именно акварель?

Как мне кажется, я чувствую этот материал, это позволяет мне раскрывать его особенности в очень сложных живописных задачах. Именно это напряжение в работе мне кажется привлекательным, управлять стихией воды и краски – самое захватывающее и интригующее в акварельной живописи.

- Все Ваши работы выполнены по мокрой бумаге. Занимаетесь ли акварелью по сухой бумаге?

Не люблю разграничивать и классифицировать процесс моей работы. Потому что в нем есть все. И живопись по-мокрому и по-сухому. Как правило, основную часть работы веду по сырой бумаге, но ее поверхность может быть и мокрой и сухой, такой, какая мне нужна. Завершается работа натяжкой листа, и тогда что-либо пишется уже по сухой бумаге.

238151

- В каких техниках еще работаете?

Благодаря полученному образованию, я владею самыми разными техниками. Не всеми, конечно, постоянно пользуюсь, нельзя объять необъятное, к сожалению. Люблю делать рисунки мягкими материалами, при иллюстрировании книг часто использую рисование тушью, пером и цветными карандашами.

363240

37059-52b18-28768341-m549x500

- Ваш любимый жанр натюрморт? А как же пейзажи и портреты?

Да, последнее время я много работаю именно в жанре натюрморта. Также пишу портреты животных. Очень хочется сделать новую серию пейзажей и поработать с портретами людей. Так что в моих планах расширение границ жанра.

239084

52144105_98430685

373272

- Вы проиллюстрировали «Алису в стране чудес». Эти работы совсем не похожи на Ваши натюрморты. Расскажите об этой книге, о технике, в которой сделаны иллюстрации. Были (или будут) ли еще книги с Вашими иллюстрациями?

Я не отношу себя к художникам, которые постоянно навязывают свою манеру изображаемой теме, иллюстрируемой книге. Я двигаюсь по пути создания образа, исходя из сути того, что является предметом изображения или иллюстрирования. От этого появляются и разные пластические решения. Иллюстрация не должна создавать барьера для восприятия текста, особенно в детской книге.

img328

Мой опыт работы в книжной иллюстрации достаточно большой. Начиная со студенческих проектов, я старалась достигать максимального единства иллюстраций с текстом и идеей автора.

Так у меня в творческом архиве есть В. Шекспир «Ричард III» (черно-белые линогравюры), А. Платонов «Котлован» (тушь сепия, перо, тонированная бумага). Мне кажется, это вполне сложившиеся проекты, и совсем не похожие друг на друга. В 2004 году издательство «Янтарный сказ» напечатало сборник сказок архангельского сказочника Степана Писахова «Морожены волки», это мой дипломный проект «Не любо – не слушай». Немного ранее, в 1999 году свет увидела книга К.Чуковского «Приключения Бибигона» с моими оформлением и иллюстрациями. Были и другие иллюстрации к разным изданиям для детей.

Pisahov_bazanova

Конечно, я мечтаю о новой детской книжке, но пока я решила сконцентрировать свои усилия на живописи акварелью, которая, кстати, все же несколько изменилась после «Алисы», приобретя некоторую сказочность мировосприятия и более сложную архитектуру пространства. Очень хочу реализовать идею моей книги с мастер-классом по технике акварели. Похоже, что в этом проекте две мои ипостаси, иллюстратора и живописца, смогут объединиться, плюс еще одна, я – автор текста.

img335

Про мою работу над «Алисой» я могу рассказывать долго. Это интересная история. Если говорить о технике исполнения иллюстраций, то техническое решение исполнения иллюстраций придумалось не сразу. Мои эксперименты привели меня к смешанной технике (серая тушь, перо, акварель, цветные карандаши). Сначала все иллюстрации сочинялись в макете в непосредственной близости к тексту, потом делались подробные тональные рисунки карандашом. После этого рисунок увеличивался и переводился на лист акварельной бумаги. Затем я рисовала контуры рисунка серой тушью.

img339

img342

Alice

Дальше велась комбинированная работа с цветными материалами, акварелью и карандашами, с использованием фактур бумаги, которые я создавала с помощью специального инструмента. Так что картинки имеют некий дополнительный объём, слегка напоминающий гобелен. Такая техника родилась во время работы сама собой (я делала несколько пробных иллюстраций в поисках оригинального решения), мне нужно было добиться мягкости в восприятии пространства, сложной цветовой гармонии и точности рисунка в деталях.

img326

img333

- Какое произведение и почему, хотелось бы проиллюстрировать в первую очередь?

С 1994 года я храню мечту проиллюстрировать книгу К.С. Льюиса «Хроники Нарнии». Но эта работа может занять долгие годы, ведь там семь книг с богатым иллюстративным полем. Найдется ли такое издательство, чтобы погрузиться в такой долгий и сложный процесс? Это безумный проект. Почему я хотела бы иллюстрировать именно эту книгу? Наверно потому, что я ее чувствую очень хорошо, ее магия меня увлекает. Я вижу сложную конструкцию внутрикнижного пространства. Но мне много еще надо изучить и, быть может, путешествовать, чтобы собрать необходимый материал для работы. И еще. Данная книга уже стала в моей жизни судьбоносной. Наверно поэтому я не расстаюсь с этой мечтой.



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments